Муза-компани: первый импортер музыкальных инструментов, звукового, светового оборудования для Беларуси
+375 17276-66-53
+375 17244-41-91
События » Блоги »

Аркадий Старков провел Второй Всероссийский Фестиваль тромбоновой музыки "Скобелевские вечера 2014"

Аркадий Старков провел Второй Всероссийский Фестиваль тромбоновой музыки "Скобелевские вечера 2014"

Аркадий Старков провел Второй Всероссийский Фестиваль тромбоновой музыки "Скобелевские вечера 2014"

Автор: Аркадий Старков (Arkady Starkov)
17 июня 2014 – 16:38

В Москве состоялся II Всероссийский фестиваль тромбоновой музыки имени Анатолия Тихоновича Скобелева.

В конце апреля в Москве прошёл Второй Все­российский фестиваль тромбоновой музыки, посвящённый памяти народного артиста Рос­сии, профессора Анатолия Тихоновича Скобе­лева. Художественным руководителем и вдох­новителем фестиваля вновь стал преподаватель МГК имени П.И.Чайковского, концерт­мейстер группы тромбонов ГАСО Рос­сии имени Е.Ф.Светланова, преподаватель ГУДИ Аркадий Владимирович Старков.

В этом году фестиваль прошёл в стенах Госу­дарственного училища (колледжа) духового ис­кусства (ГУДИ). Четыре дня в концертном зале ГУДИ звучала тромбоновая музыка в исполнении одних из лучших представителей отечественной тром­боновой школы. В числе участников фестиваля были такие музыканты как Вячеслав Пачка­ев, Валерий Голиков, Александр Морозов, Ан­дрей Салтанов, Владимир Школьник, Сергей Клименко, Олег Макаришин, Александр Ива­нец, Александр Жиганков, Владимир Кищен­ко, Олег Абрамов, Александр Горбунов, Арка­дий Старков, Сергей Корявичев и многие другие.

Среди гостей фестиваля были люди, знавшие Анатолия Тихоновича лично с самого начала его карьеры: «Мы были вместе со студенче­ской скамьи – вместе учились в консерватории в Ленинграде. В 1973 году Толя получил пер­вую премию на конкурсе в Женеве – событие беспрецедентное, потому что тогда совет­ские музыканты ничего там не получали, – и на обратном пути он прошёл конкурс в Большой театр. Мы приехали чуть поз­же – нас было четверо, четыре тромбони­ста: Слава Пачкаев, я, Саша Морозов, Толя Скобелев», рассказывает Валерий Виталье­вич Голиков. «Мне тяжело играть на фести­вале его памяти… Он был фантастическим тромбонистом. Так что на сцену я сегод­ня выйду с тяжёлой душой», добавляет он.

Организатор фестиваля имени Скобелева, его ученик Аркадий Старков, вначале плани­ровал провести серию концертов, посвящён­ных профессору. Но оказалось, что собрать всех желающих в один вечер очень сложно: кто- то хотел поиграть сольно, кто-то в ансамблях, и это не только москвичи, но и люди из других горо­дов. «Не хотелось превращать концерт в нечто безразмерное – на три-четыре часа. Это плохо и для слушателя, и для исполнителя, и в конечном итоге все забывают, зачем они вообще здесь со­брались. Так что фестиваль стал идеальным форматом для встреч», рассказывает Аркадий.

В день торжественного открытия фестива­ля на сцене выступали исключительно уче­ники Анатолия Тихоновича Скобелева, про­должатели его традиции игры на тромбоне.

Второй день фестиваля был посвящён ма­стер-классам. На сцене концертного зала ГУДИ выступили артист Национального филармо­нического оркестра России под управлением В.Спивакова, лауреат международного конкурса им. Н.А.Римского-Корсакова Сергей Клименко и артист заслуженного коллектива России акаде­мического симфонического оркестра Санкт-Пе­тербургской филармонии им. Д.Д.Шостаковича, лауреат международного конкурса «Пражская весна» Дмитрий Андреев. Мастер-классы про­ходили в формате творческой встречи, в течение которой участники и гости мероприятия могли поделиться опытом и послушать своих коллег. «Главная цель фестиваля – общение», счита­ет участник фестиваля из Перми Андрей Салта­нов. «Для нас это отличная возможность по­слушать тромбонистов из Москвы и Питера. Каждый представляет, что он может, и мы учимся друг у друга. Пока это достаточно уз­кий фестиваль, для профессиональной публики. Нам очень понравилось, как зал воспринима­ет всё, что происходит на сцене», сказал он.

Под ансамблевые концерты организаторы от­вели третий день фестиваля. На нём выступили артисты оркестра Государственного академиче­ского Большого театра России, Государственной академической симфонической капеллы России п/у В.Полянского, Национального филармони­ческого оркестра России п/у В.Спивакова, Рос­сийского национального оркестра п/у М.Пле­тнёва, Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» п/у Ю. Башмета, Московско­го государственного академического симфониче­ского оркестра п/у П.Когана, а также квартеты тромбонов МГК им. П.И.Чайковского, орке­стра Пермского академического театра оперы и балета им. П.И.Чайковского и квартет тром­бонов под руководством солиста Московской филармонии Д.Булкина.

Как выяснилось, ансамблевый день оказался ув­лекательным не только для слушателей, но и для самих участников. «Сегодня мы играем в концер­те камерной музыки – это всегда очень полезно для нас, потому что такая практика помогает лучше играть в составе оркестра. И это отлич­ная возможность показать московской публике то, что мы делаем», говорит Жерар Костес Ферре (Испания), который приехал на фестиваль в составе пермского ансамбля. Он и его коллеги в этом году впервые участвуют в фестивале тром­боновой музыки. «Анатолий Тихонович – великий человек, воспитавший множество отличных му­зыкантов, талантливейший тромбонист. Мы были на его мастер-классах в Перми, и многое почерпнули тогда, за что бесконечно благодар­ны до сих пор», делится своими воспоминаниями Владимир Кищенко. Его коллега Андрей Салта­нов добавляет: «Анатолий Тихонович – звезда в музыкальном мире, а у нас их не так и мно­го. Поэтому это большая честь для нас – уча­ствовать в фестивале, названным его именем. Это практически бенефис, хотя и посмерт­ный. Его имя значит так много для профессио­нального сообщества, что на него приезжают со всех уголков России. Причём люди с таким уровнем, что приятно слушать», говорит он.

В этом году значимой частью фестиваля ста­ла именно площадка Государственное училище (колледж) духового искусства. II Всероссийский фестиваль тромбоновой музыки им. А. Т. Скобе­лева должен стать отличной мотивацией для юных исполнителей, считают его участники. «Когда я был моложе и жил в Испании, и у меня появлялась возможность услышать профессиональных исполнителей на тромбоне, я всегда пользовал­ся ею. Когда ты ребёнок и увлечен тромбоном, и у тебя появляется возможность услышать столько тромбонистов из различных стран и городов, играющих в совершенно разных сти­лях и разный репертуар, это – самая лучшая мотивация, какую только можно получить. Притом услышать «живьём», а не просто на записи. Конечно, в интернете сегодня можно послушать всё. Но это совершенно другое дело, когда ты слышишь это со сцены», рассказал Жерар Костес Ферре. При этом его коллеги от­метили, что и студентов в зале в этот день было немало те, кто пришли, действительно интере­суются тромбоном и своей будущей профессией.

Такие фестивали нужны: в этом мнении схо­дятся и участники, и его гости. «Это очень важ­но – помнить человека. Анатолий Тихонович очень многое сделал для нашей музыки. А самим участникам фестиваль даёт возможность дви­гаться вперёд, играть больше хорошей музы­ки», – говорит Валерий Голиков. «Мы надеемся, что в будущем фестиваль будет развиваться и привлекать не только артистов и студентов, но и более широкую публику», предположил Владимир Кищенко.

Создание крепкого профессионального сообще­ства – одна из главных задач, над которой работал Анатолий Тихонович в последние годы своей жиз­ни. Работа над Всероссийской ассоциацией тром­бонистов стала делом, которое он начал и не успел завершить. На тот момент созданное им сообще­ство успело провести только один симпозиум, по­свящённый началу работы ассоциации. После это­го больших концертов не проводилось. Аркадий Старков: «Профессор всегда был за то, чтобы наше дело развивалось. И поскольку он был един­ственным человеком в Москве, который всё это делал, когда его не стало, я подумал, что если сразу не начать делать фестиваль, то будет какая-то остановка. А хотелось движения».

По словам Валерия Голикова, в 70-е годы, ког­да они с Анатолием Скобелевым только начинали свою деятельность в Москве, здесь вообще не было никаких тромбоновых ансамблей. Разрозненность среди музыкантов, когда Санкт-Петербургская и Московская консерватории вели негласное со­ревнование, имеет почти вековые традиции. Бла­годаря работе Скобелева, ситуация изменилась и сегодня такой глобальной разрозненности уже нет. Продолжая работу своего учителя, Аркадий Старков приглашает выступить с мастер-клас­сами музыкантов, которых обычно практически невозможно застать в Москве. «Раньше вообще представить, что кто-то из Петербурга про­водит мастер-класс в Москве было несбыточ­ной мечтой», рассказывает Аркадий Старков. В прошлом году на фестивале с огромным успехом провёл мастер-класс солист оркестра Мариинско­го театра Игорь Яковлев. Для многих это стало настоящим событием, а главное, знаком к объеди­нению: в этом году на фестиваль приехали участ­ники из Санкт-Петербурга, Перми, Саратова.

«Мне надоело то, что наш тромбоновый мир очень разрозненный. Поэтому захотелось со­здать что-то вроде бренда, который будет объединять российских тромбонистов – и без разницы, кто из какого города. Пока есть та­кая разрозненность, как у нас, не может быть силы», считает Аркадий. – «И поскольку по­следним делом жизни Скобелева была именно Ассоциация, я решил, что для начала неплохо было бы объединить всех под именем Анато­лия Тихоновича хотя бы в рамках фестиваля».

В следующем году Анатолию Скобелеву ис­полнилось бы 70 лет. Поэтому торжественная часть фестиваля, скорее всего, пройдёт частично в ГУДИ, и частично в зале московской консерва­тории. Валерий Голиков: «У нас такого мощного движения пока нет, но такие фестивали дают колоссальный толчок развитию «тромбонизма» в России. Раньше всем этим занимался Тимофей Докшицер – у него всё в руках горело! Затем его дело продолжил Толя Скобелев. Сейчас я даже не знаю, кто способен на это из молодёжи – мо­жет быть, Аркадий Старков, раз уж он начал?»