Муза-компани: первый импортер музыкальных инструментов, звукового, светового оборудования для Беларуси
+375 17 226-01-91
+375 17327-68-76
События » Блоги »

Некоторые рекомендации по исправлению неправильного амбушюра.

Некоторые рекомендации по исправлению неправильного амбушюра.

Автор: Эркин Юсупов (Erkin Yusupov)
07 апреля 2014 – 13:21

За время своей педагогической деятельности, я неоднократно сталкивался с неправильной работой амбушюра у студентов.

Самой распространенной проблемой являлась так называемая «улыбка», т.е. когда при движении к верхнему регистру, уголки губ исполнителя «ползли» в стороны, а не собирались к центру. Причиной такой проблемы зачастую являлось неправильное положение нижней челюсти ученика. В идеале, во время игры на духовом инструменте верхняя и нижняя челюсти должны находиться на одном уровне, создавая своеобразную «площадку» для комфортной игры. Если же нижняя челюсть студента, его нижние зубы находятся за верхними, то все давление мундштука приходится на верхнюю челюсть и верхнюю губу, создавая излишнее давление на них и препятствуя правильному формированию, «собиранию» аппарата. Как с этим бороться?

Для начала нужно предоставить студенту возможность не играть на инструменте в течении двух недель, чтобы  дать ему время позабыть прежние, неправильные ощущения. После этого, ежедневно, постоянно контролируя правильность процесса, заниматься с ним «баззингом», но при этом,  следя, чтобы перед извлечением каждого звука, его челюсти находились в правильном положении. Для этого студенту необходимо выдвинуть нижнюю челюсть вперед до уровня верхней и только после этого издать звук посредством «баззинга». Для самоконтроля используется маленькое зеркало, в котором ученик видит, правильно ли стоит его нижняя челюсть или нет. На этом этапе ни мундштук, ни инструмент, не используются, а также совсем не используется для звукоизвлечения язык. Вся атака должна быть пока фрикативной! Важно следить, чтобы «баззинг» не был зажатым, а был свободным и насыщенным.

За две недели подобных занятий необходимо добиться, чтобы студент исполнял ноты от си бемоль большой октавы до си бемоль первой октавы. Важно заниматься интервалами по десять минут с перерывами три-четыре раза в день,  чтобы излишне не «пережать» амбушюр, постоянно контролируя звуковысотность нот с помощью рояля. Сразу верхние ноты получаться не будут, их надо постепенно разрабатывать, прибавляя в день по полтона.

Далее следует приобрести металлические или пластиковые мундштучные поля с прикрепленной к ним сбоку ручкой, чтобы более приблизить ощущения к реальным игровым, но в то же время иметь возможность видеть работу своих губ со стороны. Можно начинать плавно, посредством того же «баззинга», соединять ноты между собой, от секунды к октаве, снизу вверх и с верху вниз, исполнять трезвучия на легато, следя за плавностью переходов от ноты к ноте и качеством «баззинга». А также неустанно контролировать положение нижней челюсти. Язык здесь тоже пока не используется. Можно исполнять несложные короткие этюды для начального обучения.

Спустя десять дней, когда аппарат более или менее привыкнет работать по новому, окрепнут мышцы, ранее не работавшие, можно переходить к занятиям на мундштуке. На этом этапе необходимо добиться удобных переходов от регистра к регистру, а язык добавлять очень легко, вслед за дыханием, дабы не разрушить правильный, вновь созданный, а потому пока еще хрупкий амбушюр.

Можно играть с роялем, контролируя интонацию, гаммы, арпеджио, обращения аккордов, уделяя внимание теперь переходам и скачкам из регистра в регистр. Скачки пока лучше играть на легато.

Очень полезно исполнение  «Первой тетради вокализов Бордоньи».

Спустя еще две недели можно пробовать заниматься уже на инструменте.

ВАЖНО! В первое время может совсем ничего не получаться, т.к. новые ощущения будут сильно отличаться от прежних. Необходимо медленно, скрупулезно перенести новые навыки на инструментальную игру. Если какой-то интервал, исполнительский момент не будет получаться, необходимо неоднократно, медленно проиграть его на мундштуке, не используя при этом язык. Уделите также внимание дыханию, проследите, чтобы скорость выдоха, особенно на пиано, была высокой, что тоже поможет амбушюру, снимая с него излишнюю нагрузку.

Вообще, процесс исправления аппарата психологически очень сложен, потому что на первых порах не получается совсем ничего, но при наличии большого желания и упорства, можно добиться высоких результатов!

В этот период рядом обязательно должен быть педагог, который будет следить со стороны за исполнением данных рекомендаций и исправлять Ваши ошибки.

Удачи, друзья!