Муза-компани: первый импортер музыкальных инструментов, звукового, светового оборудования для Беларуси
+375 17276-66-53
+375 17244-41-91
События » Блоги »

Заметки о сценическом волнении.

Заметки о сценическом волнении.

Автор: Эркин Юсупов (Erkin Yusupov)
07 апреля 2014 – 14:46

На мой взгляд, волнуются абсолютно все исполнители, просто кому-то удается вполне справляться со сценическим волнением, а кому-то нет. У кого-то волнение отражается на свободе дыхания, у кого-то трясутся руки, кто-то начисто забывает текст, а у кого-то пересыхает во рту.

Прежде всего, надо понять, что природа сценического волнения психологическая и идет от головы.

Сценическое волнение возникает от плохо выученного текста, от мыслей о том, что подумает об исполнителе слушатель, от боязни получить плохую отметку на зачете, от общей боязни выходить на сцену и так далее. Все эти факторы отражаются на организме.

Основной вывод прост: чем лучше выучено произведение, тем больше шансов исключить на сцене моменты волнения.

Если пересыхает во рту, не стесняйтесь выносить на сцену воду. Лучше смочить горло в паузе, чем терять в качестве из-за сухости. Также можно покусать боковые края языка, что способствует слюноотделению.

Полезно перед выходом на сцену сделать несколько глубоких вдохов, что поможет восстановить нормальное сердцебиение.

Бывает, что пик волнения приходится на первые минуты исполнения, а дальше оно идет на спад. Этот фактор следует учитывать при подготовке к выступлению, особо уделяя внимание тому нотному материалу, который приходится на эти минуты.

Если смириться с волнением, как с данностью, легче преодолевать его последствия. Старайтесь как можно больше выступать перед ответственными концертами, конкурсами, максимально часто обыгрывая программу в музыкальных школах, студиях и т.д.

Отдельно хочу сказать о волнении во время исполнения соло в оркестре. Оно бывает зачастую еще более сильным из-за коллективного фактора, так как исполнитель боится своими ошибками испортить общую музыкальную картину. Особо стоит отметить и боязнь дирижерского недовольства. Это зачастую не прибавляет исполнителю уверенности. В таких ситуациях неоценимой становится поддержка коллег. К исполнению сольных партий в оркестре следует быть максимально готовым: желательно выучить текст наизусть, чтобы не потеряться в случае изменений темпа дирижером на концерте.

Следует ограничить употребление алкоголя, так он серьезно влияет на нервную систему и общее физическое состояние.

Одним из факторов, придающих большую уверенность на сцене, являются регулярные и систематические занятия на инструменте. Они позволяют музыканту приобрести хорошую артистическую форму, что способствует уверенной работе на сцене.

Как это ни банально звучит, частое проигрывание сольных фрагментов вне сцены очень способствует их дальнейшему исполнению уже в оркестре.

Старайтесь на сцене быть максимально расслабленным. Этому способствуют занятия плаванием, йогой. У каждого профессионального артиста в течение жизни находится свой способ борьбы с волнением: кто-то обливается холодной водой, кто-то вместо публики представляет кирпичную стену. Работайте над своим графиком дня, включате виды деятельности, которые укрепляют нервную систему и общее самочувствие, повышают сопротивляемость организма факторам стресса.

Важно понять, что «мандраж» не позволяет нам полностью контролировать ситуацию на сцене, мешая нормальной работе дыхания, аппарата, исполнению текста. Для его устранения перед выходом на сцену полезно выполнить приседания, применить методы аутотренинга. Во время концерта, в паузах,  сделать несколько глубоких вдохов-выдохов.

И еще один очень важный метод - во время игры всегда фокусируйте внимание на желаемом результате. Без сосредоточения внимания на том, какую картину Вы хотите представить слушателям, тяжело достичь полноценного исполнения.

Удачи, друзья!