Муза-компани - первый импортер музыкальных инструментов, звукового, светового оборудования, а также уполномоченный поставщик пианино, роялей "Беларусь" на территории Республики Беларусь и за рубеж.
+375 17276-66-53
+375 17244-41-91
События »

Игра на музыкальном инструменте повышает успехи ребенка в школе

Игра на музыкальном инструменте повышает успехи ребенка в школе

Игра на музыкальном инструменте повышает успехи ребенка в школе

15 октября 2014 – 14:42

Музыкальное решение для американских общеобразовательных школ

Исследование показывает, что обучение музыке способствует быстрому росту коэффициента умственного развития (IQ), развитию сосредоточенности и настойчивости  

Автор статьи: Джоанна Липман

Американская система образования находится в состоянии непрекращающегося кризиса. Наши учащиеся отстают от своих сверстников, проживающих в других странах мира. Неспособность к обучению достигла эпидемических масштабов и затрагивает минимум одного из пяти наших детей. Безграмотность сотрудников ежегодно обходится американскому бизнесу в 80 миллиардов долларов.

Из многих испробованных методик решения проблемы лишь некоторые дали положительные результаты. По этой причине я предлагаю опробовать иной подход: обучение игре на музыкальных инструментах. Все больше исследований свидетельствуют о том, что обучение музыке может превзойти по результативности многие из дорогостоящих «программ», которые реализовывались в нашей общеобразовательной системе.  

Многие известные успешные люди признавали, что обучение игре на музыкальном инструменте внесло положительный вклад в их развитие. Например, Томас Зюдхов, профессор Стэнфордского университета, в прошлом году получивший Нобелевскую премию по медицине, выразил благодарность своему преподавателю игры на фаготе. Альберт Эйнштейн, начавший играть на скрипке в 6 лет, сказал, что его теория относительности стала «результатом музыкального мировосприятия».

Однако до недавнего времени вопросы о пользе музыкального образования ставились подобно извечному парадоксу о курице и яйце: «Естественно ли для умных и амбициозных людей испытывать увлечение музыкой или обучение музыке делает людей умными и амбициозными?», «Дети, которые обучаются игре на музыкальных инструментах, лучше успевают в школе из-за того, что происходят из более богатых и высокообразованных семей?»

Новые исследования предоставили некоторые многообещающие ответы. Музыка - не панацея от всех бед. Она не может превратить Вашего ребенка в лауреата Нобелевской премии. Но появились убедительные доказательства, что обучение игре на музыкальном инструменте способствует росту успеваемости и помогает решать самые неприятные проблемы общеобразовательной школы.

Музыка стимулирует интеллектуальное развитие

Глен Шелленберг, профессор психологии из университета Торонто, скептически относился к заявлениям, что занятия музыкой делают человека умнее, до того, как разработал и провел в 2004 году исследование, позволяющее оценить влияние музыкального образования на рост общего коэффициента умственного развития.

132 первоклассника  были в произвольном порядке разделены на 4 группы. Первая группа училась играть на электроклавишном инструменте, вторая  обучалась пению и театральному мастерству, третья не посещала никакие дополнительные кружки.

В конце учебного года учащиеся, занимавшиеся музыкой и театром, показали существенный рост коэффициента умственного развития. Причина была простая - дети «выходили из дома и получали новый опыт». Неожиданностью стал тот факт, что учащиеся, обучавшиеся игре на музыкальных инструментах, показали наивысшие результаты интеллектуального развития.

Еще одно исследование, проведенное в Канаде, коснулось дошколят. Его результаты, опубликованные в 2011 году, таковы: коэффициент вербального развития детей вырос всего за 20 дней обучения игре на музыкальном инструменте.

«Оказалось, что ребята, обучавшиеся музыке, показали рост коэффициента развития речевых умений в 5 раз превышающий результаты контрольной группы дошколят, которые занимались изобразительным искусством», - говорит Силвейн Морено, ассистент профессора психологии университета Торонто, ответственный за проведение исследования. Он обнаружил, что обучение игре на музыкальном инструменте улучшило организаторские способности детей, а именно: способность планировать, организовывать, определять стратегию и решать проблемы. Такое воздействие музыкальных занятий продемонстрировали 90% детей, на редкость высокий показатель.

Обучение игре на музыкальном инструменте способствует сокращению образовательного пробела между богатыми и бедными районами

В рамках проекта «Гармония», который проводится в Лос-Анджелесе, детям из бедных районов предоставляется возможность посещать бесплатные уроки игры на музыкальных инструментах. Маргарет Мартин, основавшая программу в 2001 году, обращает внимание на то, что учащиеся, принявшие участие в программе, демонстрировали не только более высокую успеваемость в общеобразовательном колледже, но в большинстве случаев регулярно посещали занятия и стремились доучиться до конца, чтобы получить аттестат.   

Для выявления источников положительного воздействия музыкального образования Нина Краус, нейробиолог из Северо-Западного университета, выполнила двухлетнее наблюдение за сорока четырьмя школьниками в возрасте от шести до девяти лет и затем измерила их мозговую активность. Она определила, что дети, обучавшиеся игре на музыкальных инструментах, более эффективно воспринимали и обрабатывали звуки речи, что является ключом к усвоению языковой системы, чтению и концентрации внимания на уроках. Результаты успеваемости в школе подтвердили эти выводы: учащиеся, которые занимались музыкой, демонстрировали стабильные результаты по скорости чтения, в то время как результаты ребят из контрольной группы, не игравшей на музыкальных инструментах, постепенно ухудшались.

В 2013 году профессор Краус обнаружила схожие результаты, опубликованные научным издательством «Frontiers in Educational Psychology» (сайт: http://www.frontiersin.org ) .  В исследовании приняли участие 43 учащихся старших классов из бедных кварталов Чикаго. Студенты, которые в произвольном порядке были распределены на  занятия в духовом ансамбле и в хоре, продемонстрировали серьезное развитие способности воспринимать и обрабатывать звуки, что оказалось не по плечу представителям из контрольной группы, которые обучались по юниорской программе в Резервном Офицерском Служебном Корпусе (ROTC).

 «Музыкант вынужден разбираться в трудной для восприятия звуковой среде, что приводит к росту способности понимать язык и фокусировать внимание, к примеру, на информации, которую учитель предоставляет в шумной аудитории», - говорит профессор Краус.  

Игра на музыкальном инструменте более эффективно способствует улучшению успеваемости в школе, чем занятия спортом, театральным мастерством или танцами

В прошлом году Германский институт экономических исследований изучил воздействие  обучения игре на музыкальном инструменте на общую академическую успеваемость 17-тилетних в сравнении с занятиями спортом, театром и танцами.

В исследовании приняли участие более трех тысяч подростков. Оказалось, что ребята, дополнительно к школьной программе посещавшие занятия музыкой, продемонстрировали более высокие когнитивные способности, лучшие результаты в школе, были более ответственны и амбициозны, чем их ровесники. Положительное воздействие от игры на музыкальном инструменте оказалось в 2 раза более эффективным, чем от других видов внешкольной деятельности, и наблюдалось у всех студентов, независимо от их социально-экономического происхождения.

Безусловно, остальные виды деятельности также дают положительные результаты. Ребята, занимавшиеся спортом, оказались более амбициозными. Те же, кто принимал участие в театральных постановках и занимался танцами, оказались более оптимистичными. Но если вести речь об основных навыках, которые способствуют росту академической успеваемости, авторы исследования установили, что влияние занятий музыкой в этой сфере значительно сильнее.

Занятия музыкой могут оказаться самой недорогой системой раннего выявления врожденных проблем с чтением (например, дислексии и дефицита восприятия при чтении)

Паоло Эстевао Андраде, учитель музыки из Бразилии, обратил внимание на то, что второклассники, у которых выявлялись проблемы с ритмом и восприятием высоты звука, часто демонстрировали проблемы с формированием навыка чтения. Для преодоления этой ситуации Паоло придумал «игру»: он брал несколько аккордов на гитаре и просил учеников записать их символами, обозначавшими низкие и высокие ноты. Оказалось, что ребята, которые не справлялись с этим заданием, обычно испытывали серьезные проблемы с чтением.

Впечатленный этим фактом, совместно с Надин Гааб, ассистентом профессора из Гарвардской медицинской школы, в течение трех лет Паоло наблюдал за развитием сорока трех учащихся. Оказалось, что придуманный музыкальный тест позволял предсказать вероятность трудностей с формированием и иных учебных навыков. В чем причина? Господин Андраде объясняет, что мыслительные процессы, активизирующиеся при выполнении музыкального теста (например, способность определения последовательности звуков на слух, необходимая для слухового восприятия слогов, слов и предложений в определенном порядке) те же, что необходимы для обучения чтению. Профессор Гааб считает, что музыкальный тест, который весьма прост и экономически доступен для выполнения, может стать замечательным инструментом выявления на раннем этапе врожденных проблем с чтением у детей.

Обучение музыке фактически расширяет Ваш интеллект

В 2009 году в еженедельнике «The Jornal of Neuroscience» (сайт: http://www.jneurosci.org) были опубликованы результаты исследования мозговой деятельности тридцати одного шестилетки.

Детям делали МРТ могза до того, как они начинали обучаться игре на музыкальном инструменте, и 15 месяцев спустя. Выяснилось, что у детей, занимавшихся игрой на музыкальном инструменте, значительно больше вырастали части мозга, ответственные за формирование навыков мелкой моторики и слуха. Способности этих учащихся в обоих видах деятельности также улучшились. Кроме того, у занимающихся игрой на музыкальном инструменте детей мозолистое тело, объединяющее левое и правое полушарие мозга, также стало больше.    

Элен Виннер, профессор психологии из Бостонского колледжа, которая была соавтором упомянутого выше исследования, не заметила роста общих когнитивных способностей у принявших участие в эксперименте детей. Но Элен считает, что занятия музыкой вообще не должны доказывать свою пользу для роста успеваемости в школе. «Если Вы ищете эффекты за пределами музыкальной сферы, я бы обратила внимание на упорство и дисциплину, которые необходимы для умения играть на инструменте», - комментирует  Элен.

Несмотря на указанные выше факты, программы музыкального образования остаются невостребованными. Аналитическая калькуляция, опубликованная в  2011 году в экономическом журнале «The Journal of Economic Finance», показывает, что обучение игре на музыкальном инструменте по программе K-12 (http://www.k12.com ), разработанной для больших пригородных районов, обходится всего в 187 долларов на одного учащегося в год. Это всего 1,6% от общего бюджета, предусмотренного на образование. Эта цена выглядит вполне разумной для решения самых острых и самых дорогостоящих проблем, с которыми сталкивается американская система общего образования. Поэтому программы музыкального образования не должны «зарабатывать себе на ужин» пением на улице.   

 Госпожа Липман (http://joannelipman.com)   является соавтором книги Мелани Купчински «Strings Attached» (http://stringsattachedbook.com), опубликованной месяц назад издательством «Hachette Books». В прошлом она была заместителем главного редактора ежедневной бизнес-газеты «The Wall Street Journal» и главным редактором Интернет-ресурса Condé Nast Portfolio (www.portfolio.com, http://www.condenast.com), посвященного созданию предприятий малого и среднего бизнеса.